щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Теперь необходимо отформатировать документ. Мы видим, что в документе есть сам текст конспекта. И есть заголовки – название и разделы. Если текст необходимо подровнять по ширине листа, то заголовки лучше разместить по центру. Начнем работу. Выделяем заголовок.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Делаем шрифт крупнее, выделяем его жирным и ставим по центру. Так намного лучше.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Выделяем подзаголовок. Его шрифт должен быть крупнее, чем шрифт текста, но меньше, чем шрифт заголовка документа.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Но на самом деле это не очень удобно - вручную выделять абзацы, заголовки, каждый из них форматировать. Наверняка разработчики программы предусмотрели возникновение такой проблемы. Давайте вернем все, что мы изменили в изначальный вид. Можно закрыть этот файл и открыть еще раз без изменений. А можно отменить несколько последних операций кнопкой «Отменить». Она находится в левом верхнем углу окна рядом с кнопкой «Сохранить».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
На помощь в деле форматирования документа приходит работа со стилями. Что это такое? Стилем называется набор параметров форматирования, который применяется к тексту. После этого достаточно поставить курсор в нужный абзац, указать стиль, и текст автоматически приводится в надлежащий вид. Для начала работы со стилями открываем панель управления стилями. Для этого щелкаем левой кнопкой мышки по правому нижнему углу блока «Стили».
Справа появляется панель работы со стилями. Не будем использовать готовые стили (хотя, конечно, можно поступить и так). Освоим работу со стилями «с нуля». Нажимаем кнопку «Создать стиль».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Появляется окно параметров форматирования. В поле «Имя» вносим название стиля. Любое, какое нравится. Изменяем при необходимости параметры форматирования: начертание шрифта, его размер и т.п. в разделе «Форматирование».
Из списка «Стиль следующего абзаца» выбираем стиль, который мы создаем. Он уже появился в списке. Это надо для того, чтобы при нажатии на клавишу «Enter» в следующем абзаце стиль не менялся.
Еще следует обратить внимание на поле «В новых документах, использующих этот шаблон». Если мы поставим здесь отметку, то созданный нами стиль автоматически добавится в основной шаблон документов, и мы сможем использовать созданный стиль в любых документах.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Можно изменить параметры форматирования, применимые к абзацу. Щелкаем по кнопке «Формат» и в появившемся меню выбираем «Абзац…». В открывшемся знакомом окне выбираем параметры для всего абзаца: отступ и интервалы (междустрочные и между абзацами). После этого нажимаем на кнопку «ОК».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
И еще раз на «ОК».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Созданный нами стиль появился в списке стилей справа и на панели управления в верхней части окна.
Теперь поступим следующим образом. Сначала выделим весь текст и применим к нему стиль «Текст документа» щелчком по его названию.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Так намного лучше. Теперь настала очередь создания стилей для заголовков. Первый - название документа. Ставим курсор в строку с заголовком, чтобы мы зразу могли видеть изменения. На панели управления стилями снова нажимаем кнопку «Создать стиль».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Вносим имя стиля - «Заголовок конспекта». Из списка «Стиль следующего абзаца» выбираем стиль, которым будет отформатирован текст в следующих после заголовка абзацах. У нас это «Текст документа». Заголовок всего документа, конечно же, должен быть крупнее основного текста. Устанавливаем размер шрифта в 18 пунктов. Выделяем его жирным начертанием. Форматирование устанавливаем «по центру».
И не забываем про отметку в поле «В новых документах, использующих этот шаблон». После этого нажимаем на кнопку «ОК».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Теперь ставим курсор в любое место строки заголовка и выбираем нужный стиль - или из списка стилей в верхней части окна, или на панели работы со стилями.
Кроме заголовка самого документа у нас есть еще и подзаголовки разделов. Создадим стиль для них. Ставим курсор в первый подзаголовок и нажимаем на уже знакомую кнопку «Создать стиль».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Указываем название стиля - «Подзаголовок конспекта». При необходимости изменяем размер шрифта, его начертание. Осталось только нажать клавишу «ОК».
Если тех параметров, которые представлены в окне, не хватает, то не забывайте, что вызов дополнительных настроек осуществляется щелчком по кнопке «Формат» и выбором нужного пункта из выпадающего меню.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Теперь ставим курсор в строку с подзаголовком раздела и указываем нужный стиль (справа или наверху). Проделываем эту операцию со всеми подзаголовками.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Давайте посмотрим, что еще необходимо привести в приличный вид в нашем документе. Обратим внимание на списки - перечисление чего-либо (в данном случае пункты целей урока). Обычно каждый пункт в этом случае располагают на отдельной строке, а в начале строки ставят тире. Программа «MS Word» умеет делать это намного симпатичнее. Для этого выделите строки с пунктами и нажмите кнопку «Маркеры» на панели инструментов.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
В начале каждой строки появился небольшой кружочек. Это смотрится лучше, не правда ли? При этом строки списка сдвинулись отступом вправо, что более удобно для восприятия.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Тире теперь в начале каждой строки можно убрать как ненужные.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Но и это еще не все. Вместо кружочков можно поставить различные символы и даже рисунки. Для этого выделите снова весь маркированный список и щелкните по кнопке с изображением стрелки вниз рядом с кнопкой «Маркеры».
Выбираем любой вид маркеров из предлагаемого списка.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Если набор маркеров нас не устраивает, то нажимаем кнопку «Определить новый маркер...».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Для того чтобы создать свой вид маркера, нажимаем на кнопку «Символ...».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Выбираем подходящий значок из набора шрифтов. Например, длинное тире. После этого нажимаем «ОК».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Щелкнув по кнопке «Рисунок…», Вы сможете подобрать в качестве маркера изображение из готовой библиотеки или загрузить свое собственное. А щелчком по кнопке «Шрифт…» Вы перейдете к настройке шрифта маркера из раздела «Символ…». То есть сможете определить размер, начертание, цвет и т.д.
Если же Вас все устраивает, то нажимаете на кнопку «ОК».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Так намного лучше.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
В конце работы у нас стоит список литературы. Его тоже неплохо бы оформить маркерами. Но не кружочками-рисунками, а цифровыми. Для этого есть специальные маркеры «Нумерация».
Выделяем список литературы и нажимаем на кнопку на панели управления, отмеченную на иллюстрации.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Такой список выглядит лучше.
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
В конце конспекта стоят таблицы, которые мы должны распечатывать для раздачи детям. Но эти таблицы расположены как попало. Например, у третьей таблицы начало находится на одной странице, а конец – на другой. Как сделать так, чтобы каждая таблица находилась на отдельной странице?
Конечно, можно поставить курсор перед каждой таблицей и клавишей «Enter» на клавиатуре отбить столько абзацев, сколько надо. Но это не совсем корректный способ. Есть проще.
Ставим курсор в нужное место. Там, откуда должна будет начинаться новая страница.
На панели инструментов переходим на вкладку «Разметка страницы» и нажимаем на кнопку «Разрывы». В выпадающем меню выбираем пункт «Страница».
щелкните по картинке, чтобы открыть ее в полном размере
Готово! Первая таблица оказалась на новой странице. Аналогично поступаем со всеми остальными таблицами.